КУЛЬТУРА АРГЕНТИНЫ

В культуре Аргентины прослеживается ряд иностранных влияний. Верхушка аргентинского общества всегда считала своей второй родиной Париж (а не Мадрид). В течение 19 в. французская политическая и философская мысль глубоко проникла в литературу Аргентины. Заметное воздействие на культуру и экономику страны оказали Англия и Италия. Однако самый глубокий след в искусстве Аргентины оставила культура гаучо.  

Культура гаучо. В современной культуре Аргентины сохранилось очень мало следов индейского влияния, до сих пор очень сильно выраженного в Мексике, Гватемале, Боливии, Эквадоре, и Перу. Основу экономики, как и культуры, колониальной Аргентины составили не золото и не рабы, поскольку испанцы не нашли здесь богатых рудников и встретились лишь с примитивными племенами индейцев; основным источником богатства Аргентины стали огромные стада одичавшего скота и лошадей, которые паслись на равнинах аргентинской Пампы. Люди, уходившие в Пампу из городов, часто брали в жены индейских женщин, и плодом таких союзов явилась смешанная раса смелых наездников и народных певцов, известных под именем гаучо. Именно они заложили основы национальной культуры Аргентины. Имея в достатке пищу, лошадей и шкуры для продажи, гаучо жили обособленно вдали от цивилизации, вели борьбу с суровой природой и слагали стихи и песни о своих деяниях.

Испанский фольклор, обычно требовавший аккомпанемента на гитаре, получил особую выразительность в среде неграмотных гаучо. Расцвет самобытной культуры гаучо пришелся на столетие между 1750 и 1850, а ее угасание началось с того времени, как земли Пампы стали собственностью крупных землевладельцев. Однако подвиги и сам образ гаучо продолжали вдохновлять писателей, композиторов и художников Аргентины.


Музыка. С культурой гаучо связывается происхождение многих песен и танцев Аргентины. Однако самый известный аргентинский танец – танго – имеет городские корни и происходит от песни городских окраин – т.н. милонги. Рожденное в публичных домах буэнос-айресских предместий в конце19 в., танго в несколько облагороженном виде стало известным в Париже в 1910, откуда и начало свое триумфальное шествие по всему миру. Королем танго считался певец Карлос Гардель (1887–1935), а из современных композиторов большой вклад в развитие этого жанра внес Астор Пьяццолла (1921–1992).

С начала 19 в., когда в Аргентину хлынули эмигранты из Италии, большую популярность получает опера. В 1857 в Буэнос-Айресе был открыт оперный театр «Колон», снискавший славу одного из лучших оперных театров мира, особенно после постройки нового здания в 1908. Театр славится как обширным репертуаром, включающим практически все лучшие оперы, так и выступлениями всемирно известных артистов. В Буэнос-Айресе функционирует филармонический (осн. в 1946) и Национальный симфонический оркестр (осн. в 1949).

Основоположником аргентинской композиторской школы является Альберто Вильямс (1862–1952). Получив музыкальное образование во Франции, он основал в 1893 в Буэнос-Айресе консерваторию, отделения которой вскоре распространились по всей стране. Вильямс создал несколько симфоний и многочисленные небольшие произведения, основанные на национальных мелодиях. Основанное им издательство музыкальной литературы «Ла Кена» хорошо известно в испаноязычном мире.

В 1929 группа музыкантов – дирижеров и композиторов, в состав которой входили братья Кастро – Хуан Хосе (1895–1968), Хосе Мария (1892–1964) и Вашингтон (р. 1901), основала «Группу музыкального обновления», поставив своей целью развитие современной музыки. С той же целью в 1936 Хуан Карлос Пас (1901–1972) начал ежегодное проведение серии «Концертов новой музыки». Эти концерты, как и выступления «Группы музыкального обновления», обычно проходили в здании Народного театра в Буэнос-Айресе.

Из других современных композиторов выделяется Хакобо Фишер (1896– 1978), выходец из России, в композициях которого слышатся еврейские мотивы, Луиса Джаннео (1897–1968), организатор лиги композиторов Аргентины, Онорио Сиккарузи (1897–1963) и Альберто Хинастера (1916–1983), пользующийся наибольшей известностью за рубежом.

Литература. В литературе Аргентины, как и в ее музыке, сильно выражено наследие гаучо. Так, основу национальной литературной традиции составило мощное течение т.н. поэзии гаучо. Ее зачинателем был Бартоломе Идальго (1788–1822), впервые обратившийся к стилизации фольклорных форм. Под впечатлением от оперы Ш.Гуно Фауст, Эстанислао дель Кампо (1834–1880) написал свою версию этой истории, перенеся ее действие в среду гаучо; его поэма Фауст (1866) пользуется большой популярностью в стране. Самым знаменитым произведением этого направления стала эпическая поэма из жизни гаучо Мартин Фьерро Хосе Эрнандеса (1834–1886), написанная в 1870-е годы. Величайшим прозаическим произведением аргентинской литературы 19 в. считается эссе Факундо (1845) принадлежащее перу Доминго Фаустино Сармьенто (1811–1888). Ярко описав жизнь на просторах Пампы, автор четко обозначил дихотомию «варварство – цивилизация», определяющую ход национальной истории, и выдвинул программу развития страны на основе просвещения, технического прогресса, а также поощрения иммиграции европейцев. Из других писателей 19 в. заметный след в культуре страны оставили историк Бартоломе Митре (1821–1906); автор политических эссе Хуан Баутиста Альберди (1810–1884), чьи работы оказали влияние на авторов аргентинской конституции 1853; Эстебан Эчеверрия (1805–1851), автор поэмы Пленница (1837), в которой сочетаются идеи романтизма и политического либерализма, господствовавшие в Аргентине в первые годы независимости; наконец, Хосе Мармоль (1817–1871), который в своем политическом романе Амалия (1855) заклеймил позором аргентинского диктатора Росаса. Известностью пользовались также два аргентинских философа, Алехандро Корн (1860–1936) и Хосе Инхеньерос (1877–1925).

Фигура гаучо продолжала занимать умы писателей и в 20 в. Ок. 1925 в Буэнос-Айресе сформировалась группа молодых писателей, стремившихся возродить национальную струю в аргентинской литературе. Их печатный орган, «Мартин Фьерро», публиковал, наряду с авангардистской поэзией, стихи на национальные сюжеты. Известный роман Рикардо Гуиральдеса (1886–1927) Дон Сегундо Сомбра (1926) проникнут тоской по уходящей эпохе гаучо. Самый утонченный поэт Аргентины, Леопольдо Лугонес (1874–1938), начинавший свое творчество с усложненных символистских произведений, позднее перешел к описанию национальных типов и сюжетов. Эссе Эсекьеля Мартинеса Эстрады выражают его глубокую заинтересованность в культурном наследии гаучо. Другими значительными писателями первой половины 20 в. являются драматург, поэт и историк Рикардо Рохас (1882–1957); поэтесса Альфонсина Сторни (1892–1938); поэт Эваристо Карриего (1883–1912), обратившийся к танговой поэтике; романист Бенито Линч (1885–1951), произведения которого повествуют о гаучо и о жизни аргентинской деревни; Виктория Окампо (1890–1979), наиболее значительная из латиноамериканских писательниц, автор эссе и издатель литературного журнала «Сур» («Юг»).

Начиная с 1930-х годов широкое распространение получили эскейпистские тенденции в литературе; большой популярностью пользуется фантастика, поэтические рассказы, детективы с замысловатыми сюжетами, а также воспоминания детства. В этих жанрах работали лучшие современные писатели Аргентины: Хорхе Луис Борхес (1899–1986), Адольфо Бьой Касарес (р.1914), Леопольдо Марегаль (1900–1970), Эдуардо Мальеа (1903–1982). Среди писателей среднего поколения выделяются два всемирно известных писателя: Хулио Кортасар (1916–1984) и Эрнесто Сабато (р. 1911).

Из позднейших романистов выделяются Рикардо Пилья (р. 1941), Освальдо Сориано (р. 1943), Давид Виньяс (р. 1920), Мануэль Пуиг (1932–1990), по роману которого Поцелуй паучихи был снят фильм и поставлен мюзикл, и Луиса Валенсуэла (р. 1938).

Изобразительное искусство. В живописи образ гаучо также занимает одно из центральных мест. Выдающийся художник 19 в. Педро Прилидиано Пуэйрредон (1823–1873) дал реалистическое изображение жизни гаучо и пампы. Среди художников 20 в. выделяются Сесарео Бернальдо де Кирос (1881–1968), завоевавший широкое признание своими красочными портретами гаучо в алых пончо и живыми сценами народной жизни; карикатурист Ф. Молина Кампос (1891–1937), также обращавшийся к теме гаучо; Бенито Кинкела Мартин (1890–1977), оставивший множество изображений грузчиков из портовых кварталов Буэнос-Айреса и превративший свою студию в этом районе в бесплатную художественную школу для одаренных детей из бедных семей. Известностью пользуются также такие современные художники, как Эмилио Петторути, Доминго Пронсато, Мигель Викторика (1884–1955), Эухенио Данери, Клориндо Теста, Мигель Окампо (р. 1922), Ракель Форнер и Хосе Фернандес Муро, из которых два последних принадлежат к школе абстрактной и конструктивистской живописи. Наиболее известный аргентинский скульптор – Рохелио Ируртия (1879–1949), неоднократно выставлявшийся в США и Европе. Из современных скульпторов известны Эрнесто Сото Авенданьо (1886–1969), Пабло Курателья Манес и Хосе Фьораванти (р. 1896).

Периодическая печать. По количеству периодических изданий Аргентина опережает другие страны испаноязычной Америки. Влиятельная ежедневная газета «Пренса» была основана еще в 1869; сейчас ее популярность несколько упала. Главный печатный орган страны, газета «Насьон», основана Б. Митре в 1870; литературное приложение к ней играет большую роль в культурной жизни страны. Газета «Кларин» (осн. в 1945), тираж которой составил в 1994 625 тыс. экз., имеет самую обширную читательскую аудиторию в стране. Популярна также «Буэнос-Айрес гералд» – важнейшее из изданий, выходящих на английском языке.

В Аргентине издается также ок. 120 журналов, из них наиболее известны литературные обозрения «Пунта де виста» и «Мага», популярные журналы «Карас», «Хенте» и «Клаудия»; воскресные приложения к газетам «Насьон» и «Пренса», а также большое количество специальных журналов. Аргентинская ассоциация периодических изданий энергично отстаивает свободу прессы.

Образование. Аргентина имеет одну из наиболее совершенных систем образования во всем Западном полушарии, хотя ее стандарты несколько снизились в связи с финансовыми трудностями. В год первой переписи населения (1869) 78% взрослого населения было неграмотно, а в середине 1990-х неграмотные составляли менее 5%. В 1994 в начальных школах обучалось 5,1 млн. учеников, еще 2,5 млн. – в средних школах и технических училищах. Более миллиона студентов обучаются в разнообразных высших учебных заведениях, из них ок. 600 тысяч – в 28 государственных университетах. Самые крупные государственные университеты – это университет Буэнос-Айреса (основан в 1821), Национальный технологический университет (также в Буэнос-Айресе), Национальный университет Кордовы (существует с 1613), университеты Ла-Платы, Росарио, Северо-Восточный (в Корриентес), университеты в городах Тукуман, Санта-Фе, Ломас-де-Самора и Мендоса. Среди частных университетов наиболее известны Эль-Сальвадор, Бельграно, Маймонидес (с медицинской специализацией), Палермо, Сан-Андрес и Торкуато-ди-Телья. Обучение в школах обязательно для детей в возрасте от 6 до 14 лет и бесплатно на всех уровнях, от подготовительных классов до университетов. Обучение в средних учебных заведениях ведется по образцу английских школ или французских лицеев: учащиеся готовятся к поступлению к колледж либо получают техническую специальность.

Культурные учреждения. К крупнейшим музеям Аргентины относятся Национальный музей изящных искусств (осн. 1895), Национальный исторический музей (осн. 1889), Музей Митре (осн. 1907), Аргентинский музей естественных наук «Бернардино Ривадавия» (осн. 1823), Музей испано-американского искусства «Исаак Фернандо Бланко» и Национальный музей декоративного искусства; все они находятся в столице. Следует упомянуть также естественноисторический Музей Ла-Платы, замечательный Муниципальный музей изящных искусств в Росарио. В Буэнос-Айресе находятся крупнейшие библиотеки страны – Национальная библиотека (осн. 1810), в которой насчитывается ок. 700 000 книг и рукописей, и Центральная библиотека «Хуан Хосе Монтес де Ока» (осн. 1863).

Центрами культурной жизни Аргентины являются университет Буэнос-Айреса, Национальный музей изящных искусств и театр «Колон». Кроме того, существует ок. 25 частных театров и огромное количество экспериментальных театров. В стране функционирует также более 1600 кинотеатров.  

Религия. 90% населения исповедуют католическую религию, которая всегда играла важную роль в общественной и политической жизни страны. После обретения независимости церковь согласилась предоставить президенту страны право выдвижения кандидатов на высшие посты в церковной иерархии; взамен государство обязалось оказывать финансовую поддержку церкви, а в вопросах образования и культуры придерживаться курса, не противоречащего католическому учению. Конституция 1853 провозглашала свободу совести и отменяла государственную религию, при этом за католицизмом сохранялось привилегированное положение. Конституционная реформа 1994 отменила ряд церковных привилегий и сняла требование обязательного католического вероисповедания для президента, однако сохранила пункт, обязывающий федеральное правительство «поддерживать римскую католическую апостольскую веру».

В политике большинство епископов и кардиналов обычно придерживаются консервативных взглядов. Лишь немногие церковные иерархи открыто выступили против авторитарного режима и нарушений прав человека во время т.н. «грязной войны» в конце 1970-х годов. После восстановления демократии в 1983 церковь придерживается умеренного курса, выступая, с одной стороны, против изменений в области семейного права, например разводов и некоторых мер, призванных предотвратить распространение СПИДа, а с другой – критикуя экономическую политику в отношении беднейших слоев населения.

Протестанты изначально составляли не более 2% населения Аргентины, однако их число быстро увеличивается благодаря активной проповеднической деятельности. По оценкам, к 2000 10–15% всех вновь обращенных составят протестанты. Некоторое количество последователей в городах находят приверженцы спиритуализма и азиатских верований. Ок. 300 тыс. евреев, проживающих в стране (преимущественно в Буэнос-Айресе), исповедуют иудаизм.

R

вернуться

версия для печати