Биография Карлоса Гарделя

Модные ритмы и мелодии подчас, как бабочки-однодневки: вспорхнули и пропали. Но есть ритмы и танцы, которые кажутся бессмертныйи. Это вальс. Это и танго...

Танго покорило мир в начале века. Вспомним забавные строки, обнаруженные недавно в архиве В. Маяковского и приписываемые ему: "Тангировали все: в темных коридорах, в отсутствие родителей, тангировали гимназисты, тангировали почтенные отцы... Танго, танго и танго! Не верилось, что от танго куда-нибудь уйдешь...".

Правда, спустя несколько десятилетий один из признанных авторов танго и виртуозных его исполнителей, Пьясола, сокрушенно заметил: "Я не могу писать танго, когда вижу в небе реактивный самолет". Но зто совсем не значило, что зашла последняя заря танго. Танго помнят, танго знают, больше того - танго вновь становится популярным в наши дни.

И все-таки даже те, кто не раз повторял строки танго "Под знойным небом Аргентины", вряд ли знают, что танго имеет свою большую и сложную историю. И есть в ней страницы очень серьезные и значительные. Они важны для нас потому, что история танца тесно связана с историей жизни и борьбы народов, населявших Лаплатскую низменность. Танго - грустное, лирическое и насмешливое - было любимым народным танцем и песней. Во дворцах испанской аристократии этот танец долгое время был запрещен. Он продолжал жить среди рабочих-портовиков Монтевидио и Буэнос-Айреса, в кварталах бедноты - "аррабалях". Он не только развивался и боролся, но и рождал своих героев.

Как вальс начал свое триумфальное шествие по земному шару с появления Штрауса, так и танго обязано своим торжеством таланту Карлоса Гарделя, выросшего в тех же "аррабалях" Буэнос-Айреса.
Гардель вывел танго из-под скромных сводов народных таверн, из дешевых баров и кабаре на концертную сцену. С ним танго получило не только официальное признание, но и стало своеобразным музыкальным символом страны.

Очень часто звучало оно на митингах рабочих пригородов Бузнос-Айреса и других городов, во время студенческих демонстраций. Провозглашение в 1918 году знаменитого "Манифеста Кордовы", в котором впервые изложена идея демократизации высшего образования в Аргентине и других странах Латинской Америки, проходило под мелодию танго в исполнении Карлоса Гарделя. Не случайно и сейчас портрет Гарделя можно увидеть среди портретов национальных героев Аргентины. В начале века без танго в исполнении Гарделя - автора текста и музыки ко многим из них - не обходилась ни одна программа, которые Бузнос-Айрес, конкурируя с Парижем, показывал в крупнейших своих концертных залах. По единодушному признанию латиноамериканцев, никто не мог сравниться с Гарделем артистическим обаянием.

После первой мировой войны певец приехал в Европу и мгновенно пленил ее. В последующие годы одно его турне следовало за другим: Париж, Мадрид, Лондон, Рим, Вена, Нью-Йорк... Он снялся в Голливуде в нескольких фильмах, которые так же обошли мир, прокладывая триумфальную дорогу танго.

Мечтая создать аргентинское кино, независимое от Голливуда, Гардель отправился в 1935 г. в деловую поездку в поисках капитала и погиб при посадке в аэропорту колумбийского города Баранкилья. В последний путь Гарделя провожала вся страна. Над воспетой им Корриентес - главной артистической улицей Буэнос-Айреса, - запруженной сотнями тысяч скорбящих, неслась мелодия одного из самых прославленных его танго. И сейчас, спустя 40 лет, голос Гарделя по-прежнему звучит на его родине: он сопровождает любого приезжающего в Аргентину с высадки в аэропорту Буэнос-Айреса и до того момента, когда гость покидает страну.

Хуан КОБО

версия для печати