КАРЛОС ГАВИТО О ТАНГО

 

Вы не можете говорить о танго, если не слышите его, музыка - суть танго. Это то, что надо понять головой, самое важное - услышать, почувствовать. Те, кто учится танцевать танго "снизу вверх", от ног к голове, никогда не достигнут совершенства. Они будут знать движения, но не суть танго, а именно это так сложно понять. Чтобы слиться с танго, надо начинать "сверху". Если вы это делаете, вы пропускаете его через себя, вы чувствуете его и только затем переводите ощущение в движение. Сегодня эта традиция утрачена, молодые начинают не так, "снизу вверх", но когда дойдет до головы, обычно, бывает уже слишком поздно. Есть и другие ошибки, но главная все же эта – неумение правильно учиться танго. Нужно действительно ощущать его, чтобы сказать: "Да, я чувствую танго!", потому что танго рождается в танце. Я называю танец "живот, кишки", именно там должно начать болеть, чтобы мы почувствовали танго сердцем. Конечно, кто-то скажет: "Зачем мне так страдать?" Нет, этот человек не жил. Кто живет - страдает, а тот, чья жизнь состоит из удовольствий - не знает боли, он не способен воспринимать поэзию, не сможет он и по-настоящему танцевать. Танго рассказывает о боли, о страсти, понимание его не зависит от возраста. Есть совсем еще молодые люди, чувствующие в себе танго, а есть и старше меня, все еще его не нашедшие. Я считаю танго прекрасным, и среди всех его составляющих самое прекрасное для меня - обнимать женщину в танце, чувствуя, что ты обнимаешь музыку. Вы действительно обнимаете музыку, она только на первый взгляд похожа на женщину. И наоборот, если вы говорите от лица партнерши. Потому, что для танго не важно, мужчина ты или женщина, это двое, оказавшиеся в силу неизвестных причин вместе в танце. Они слиты в простом объятии, в том объятии, которое всем нам так необходимо. Те, кто танцуют, знают, что танго подсказывает нам, чего нам не хватает. Поэтому, когда задают вопрос - почему ты танцуешь танго, многие не могут на него ответить, а если и отвечают, извините, я им не верю. Нужно быть, прежде всего, честным с собой, чтобы сказать самому себе: вот поэтому я одинок. Я одинок, потому, что, думаю, я женился на танго. Моя единственная возлюбленная, которая была у меня всегда и всегда оставалась мне верна – это танго. Пожалуй, танго было в большей степени моей любовью, чем все женщины, которые у меня были. Ни одна не осталась со мной, потому что танго слишком ревниво и оттеснило их от меня. Поэтому я один, нет, я не один, я с этим (указывает на сердце, отбивая ритм танго).

В объятии танго столько благородства, оно так прекрасно и чисто. Как можно допустить, чтобы танго называли sexy? НЕТ! Это человек может быть sexy. Танго чисто, возвышенно, у него есть свое достоинство. Никакой грязи!

В то время не было маэстро. Полагаю, это слово вводилось постепенно для обозначения тех, кто знал больше, чем окружающие и мог передать это другим. Не было маэстро, танго не было коммерческим. Каждый танцевал в своей манере, не так, как сейчас. Приглашали девушек, которые могли и совсем не уметь танцевать, но они учились, потому что партнер умел вести их и, прежде всего, "обращаться" с ней. Сейчас этого нет, везде царствует грубость, партнерш толкают. Раньше же их направляли, хотя движения и шаги были просты. И эта простота была великолепна! Нет ничего прекраснее, чем постигнуть простоту танго: ведение, умение обращаться, поведение мужчины в танце. Сегодня партнер стремится показать свою ловкость, польстить тщеславию, он танцует, чтобы на него смотрели. Но суть в том, что женщина – самое прекрасное в танце, а мужчина - лишь колонна, опора. Сила в танго- это умение контролировать, уметь вести и защищать партнершу надежным объятием от столкновений, но не сдавливать ее, не дергать из стороны в сторону. Мне кажется, что главное, о чем должен думать партнер в танце - это не столкнуться с другими парами. Так чувствую и думаю я и многие, такие же, как я, но не все разделяют эту точку зрения. Сейчас все настолько тщеславны, что танцуют только затем, чтобы показать себя, не для партнерши, не для себя, а для тех, кто смотрит на него. Он больше старается изобразить нечто, нежели научить окружающих чему-либо. Это существовало и будет существовать, но в молодости я учился танцевать, именно смотря на старших. Танго как бы передавалось из поколения в поколение. Сегодня это школы, они неплохи, иначе столько людей не занималось бы там, но у них есть один серьезный недостаток. В школе обучают схеме. Она, однако, обща, и большинство танцоров подобно безликой толпе. Мне говорят: "Вы танцуете по-другому". Разумеется! В мое время все обладали индивидуальностью в танце, а сейчас преобладают копии. Они выучили салиду, очо, но их стили - как братья близнецы. Если я буду так танцевать, мне это скоро до смерти наскучит, это же так неинтересно!

Тема обучения танго - непростая, потому что это одновременно и твоя профессия, но я стараюсь всегда говорить: "Я не буду обучать вас движениям, лучше я научу вас слушать и слышать,… и чувствовать". Учить шагам - это то же самое, как в танце сказать партнерше - "Сделай крест вот так". А как она его сделает?! В танго нельзя торопиться, потому что в ритм не танцуют. Ритм лишь ориентир, мы танцуем под музыку. Он примитивен. Если вы хотите танцевать в ритм, давайте позовем кого-нибудь, кто играет на барабане. Я, пожалуй, так танцевать не стану. А Вы?
 

Буэнос-Айрес, март 2004
Записала Юлия Зуева
Перевод Светланы Тютиной

 

© Tangomania

вернуться


 

версия для печати